Наполним Музыкой Сердца!
Опубликовано 9 октября 2011 в Новости, История спорта, Лента | напишите отзывВалентина Федоровича Груздева можно охарактеризовать забытым словом «первостатейный». То есть превосходный, превосходящий все остальное в ряду чего-нибудь однородного. С этим согласятся и те, кто его знает, и те, кто познакомятся с Валентином Федоровичем, прочтя эту статью…
В наше время мы катастрофически теряем способность размышлять. В беготне за хлебом насущным утрачиваем необходимость в пище духовной. И проходящая жизнь сужается до рубленых глаголов – родился, женился, работал. Даже название романа Александра Герцена «Былое и думы» давно затерто эпохой сиюминутных проблем. И все реже можно встретить человека, общение с которым можно назвать наслаждением. Персонаж нашего очерка – из этой редкой плеяды людей.
Валентин Федорович – блистательный рассказчик. А его голос – под стать дикторам Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Когда Валентин Федорович говорит, то слушатель выпадает из действительности и уплывает в невероятную страну удивительных фактов и мудрых размышлений. Паузы, возникающие в процессе повествования, гипнотизируют осмысленностью… Редчайшее качество!
Отец Валентина Федоровича – Федор Алексеевич – родом из Костромы. Служил на крейсере «Аврора». Потом поступил на физико-математический факультет МГУ. Учился в одной группе с Мстиславом Келдышем. После окончания занимался аэродинамикой.
Мама – Ольга Николаевна – родилась в Воронеже в семье военного – ее отец был героем Брусиловского прорыва. Она поступила в Московский институт инженеров путей сообщения (нынешний МИИТ). В Москве они-то и встретились, будучи студентами…
Валентин родился в московском роддоме под номером, которого не знал никто, – седьмой. Но было имя, известное и легендарное, – родильный дом Грауэрмана, знаменитое арбатское здание. Здесь появились на свет Булат Окуджава, Александр Ширвиндт, Марк Захаров, Кир Булычев, Андрей Миронов… А среди рожденных в 1936 году числится и наш персонаж.
– Мое поколение-то с самого детства хлебнуло такого, чего и врагу не пожелаешь, – говорит Валентин Федорович. – В преддверии очередной годовщины обороны Москвы я хочу поклониться всем ветеранам. Мой отец был одним из тех, кто занимался эвакуацией Савеловского авиационного завода в Омск. И когда наш эшелон обстреливали немецкие самолеты, мы все выпрыгивали из вагонов и прятались кто где. А мой отец накрывал меня собой. Так и наши солдаты накрыли собой всю нашу страну!..
Во Фрязино семья Груздевых приехала после войны. Мама преподавала в техникуме, потом работала на «Истоке». Отец был начальником отдела там же, потом – председателем профкома. А затем занимал другие административные должности. В частности, работал заместителем генерального директора «Истока».
В 1950 году, после 7-го класса, Валентин поступил в наш электровакуумный техникум. Тогда там открыли курс по радиолокации. В то время еще ни один вуз страны не обучал этой специальности!
– Самое ценное образование я получил в техникуме! – говорит Валентин Федорович. – Нам преподавали сотрудники «Истока», специалисты своего дела. На преддипломную практику я пришел в отдел, который занимался первыми советскими радиолокаторами – корабельными «Аврора» и авиационными «Изумруд». Через полтора года работы поступил на физический факультет Московского педагогического института им. Ленина. Туда меня заманил Гера Фельдблюм, младший брат известного во Фрязино Исая Фельдблюма. На факультете была кафедра СВЧ. И меня после нашего техникума и работы на «Истоке» сразу взяли в охапку. Плюс к этому я активно занимался спортом – был перворазрядником по велосипедному спорту и настольному теннису. А такие достижения тогда ценились наравне с отменными знаниями.
Вы знаете, в те годы этот вуз считался одним из престижных. Там училось много детей знаменитых родителей. Но по прошествии времени выяснилось, что наш институт был кузницей не только хороших специалистов! В его стенах учились будущие знаменитости. Судите сами – моими соседями по общежитию были Юлий Ким, Борис Вахнюк, Юрий Визбор, Ада Якушева, Юрий Коваль, Владимир Лукин (сейчас он – уполномоченный по правам человека в России)…
Но и это еще не все. Мы собирались такими компаниями, которые притягивали к себе творческих людей из совершенно других не только вузов, но и сфер жизни. В нашем кругу появлялись Роберт Рождественский, Тигран Петросян (чемпион мира по шахматам). Каким-то волшебным образом у нас переплетались искусство, литература и спорт…
Поведаю один факт. Визбор и Якушева не знали нотной грамоты. И множество своих песен они сочинили во времена студенчества. А вот на ноты их перекладывал Гера Фельдблюм!
Кстати, про Юлия Кима именно Гера придумал изумительную фразу: «Как Ким ты был, так Ким ты и остался!»
Мой близкий друг Женя Немченко после окончания нашего института ушел работать в правоохранительные органы. И волею судеб так сложилось, что однажды у него под следствием оказался Владимир Высоцкий. Женя с ним побеседовал и… отпустил. То есть если бы не он, то еще неизвестно, как бы сложилась судьба Владимира Семеновича…
Это уже известная история. О таком факте можно прочитать даже в Интернете: «Некий чиновник Министерства культуры РСФСР позвонил в УБХСС Москвы и потребовал, чтобы против Высоцкого возбудили уголовное дело по факту «левых» концертов. Расследование дела было поручено молодому инспектору Евгению Немченко, который вызвал Высоцкого к себе, в
627-й кабинет Управления УБХСС по Москве (знаменитая Петровка, 38). В результате этого допроса-беседы молодой следователь принял решение… уголовного дела против Высоцкого не возбуждать».
…Еще не закончив института, Валентин Федорович получил приглашение работать в нашем техникуме преподавателем. Рассказывает:
– Мне сразу пообещали дать комнату. Поскольку я тогда уже был женат, то это сыграло решающую роль. А когда начал работать, то попал под крыло директора техникума Алевтины Васильевны Тумановой. Это была легендарная женщина. Высочайший специалист в области электровакуумной промышленности и педагог-организатор от Бога. Все, кто учился и работал в период ее директорства, невероятно благодарны Алевтине Васильевне за то, что она делала. Я там преподавал два года на дневном и вечернем отделении. На экзаменах, кстати, никогда не ставил двоек! Зачем? Когда студент приходит на пересдачу, знаний у него не прибавится, а вот отрицательного отношения к предмету – очень даже! Если учащийся не тянет на нормальную оценку, значит, в этом есть и вина преподавателя…
Потом Алевтина Васильевна меня переманила на «Исток», где под ее началом создавалось новое подразделение – металловедение для электронной промышленности и полупроводников. Мне было предложено заняться физическими методами исследования вещества и материалов, к чему я с удовольствием и приступил. Потом еще отучился в аспирантуре МЭИ…
Валентин Федорович объяснял мне сложнейшие вещи из этой области, но так, что даже мне, человеку, глубоко далекому от техники, все было понятно!..
Цель любой науки состоит в том, чтобы раскрывать ее тайны и докапываться до истины. На этом пути Груздев много что узнал, увидел и понял. Например, однажды исследовал фрагмент грунта лунной поверхности! Ему довелось поработать и в Сухумском физико-техническом институте, который с 1945 по
1955 годы возглавлял известный немецкий физик Манфред фон Арденне. Валентин Федорович вел исследования в лаборатории, которой руководила Кэтаван Орджоникидзе – дочь знаменитого Серго…
– Я занимался тем, что мне было интересно, осознавая при этом, что мой труд нужен людям, – говорит Валентин Федорович. – Но на рубеже 80-х годов научная сфера стала сваливаться в ущелье ненужности. Последующая перестройка ошпарила нашу страну. Люди бросились кто в лес, кто по дрова. Все это перетекло в бедлам начала 90-х годов. Вопросы физики перестали быть актуальными, и я отошел от научной работы. Стал работать на другом «фронте» «Истока» – занимался пионерским лагерем, профилакторием, проводил реконструкцию санатория «Самшит». Когда сотрудников посылали на сельхозработы, то я поспособствовал тому, чтобы количество людей было сокращено в десять раз без ущерба полевым работам! А в качестве руководителя стройотряда побывал во многих местах нашей страны – от Центральной России до Камчатки…
На пенсию я ушел в 1997 году. Главное заключается в том, что всем событиям и поворотам моей жизни я невероятно благодарен! Из них сложилась моя интересная судьба. Спортивные увлечения остались при мне. Я – судья Всероссийской категории по настольному теннису. А на чемпионате мира в Москве в 2010 году мне был выдан сертификат международного тренера. Сейчас в «Олимпе» тренирую ребят… У меня замечательный сын Тимур и прекрасная внучка Анастасия, которая в этом году поступила на психологический факультет МГУ им. Ломоносова. Все идет хорошо! Нет ничего хуже, чем жаловаться на жизнь…
– Валентин Федорович, а сколько Вам лет в душе? – спросил я.
После магнетической паузы он дал невероятный ответ:
– Самым старым я себя чувствовал в 24 года, когда стал преподавателем техникума. Меня тогда начали называть по отчеству… С годами привыкаешь, конечно, ко всем возрастным изменениям. Но когда в человеке заложен интерес к жизни, то это и есть «антистарин». Возраст зависит и от настроения. А оно – в свою очередь – от времени суток, года, погоды и друзей, которые рядом…
27 сентября Валентину Федоровичу Груздеву исполнилось 75 лет! Поздравляем Вас с днем рождения! Пусть у Вас всегда будет настроение молодости!
Михаил ШАБАШОВ (по информации газеты «Ключъ» № 38 от 28 сентября — 4 октября 2011 года)
Напишите комментарий
Нужно залогиниться для комментирования.