История Фрязинского Велоспорта. С 1955 Года И До Наших Дней.
Опубликовано 26 февраля 2009 в История спорта | 3 комментариевВ отличие от многих видов спорта, история которых исчисляется столетиями, велосипедный спорт возник сравнительно недавно — лишь в конце XIX века. А в нашем городе его активным развитием занялись в середине XX. Именно тогда поклонники велосипеда — братья Марк и Борис Людмирские организовали первую секцию и заразили своим энтузиазмом многих фрязинцев. Наш рассказ о зарождении и развитии фрязинского велоспорта, о наиболее ярких спортсменах и о современном состоянии.
В 1955 году, после окончания Киевского техникума электроники, во Фрязино по распределению приехали два брата — Марк и Борис Людмирские. Работая на предприятии «Исток» они организовали здесь первый в городе велокружок. Привлекли ребят, которые хотели кататься на велосипедах. С этого времени и берет отсчет история велосипедного спорта во Фрязино.
История велосипедного движения нашего города неразрывно связано с именем Василия Панфилова. В конце 50-х годов он, наряду с другими фрязинскими спортсменами участвовал в соревнованиях различных уровней, в том числе — первенствах района, а потом и Московской области. Демонстрировал отличные результаты. Кстати, Василий Ильич стал первым велосипедистом-фрязинцем получившим звание мастера спорта. В 1961 году, отслужив в армии, Василий Панфилов возвращается в родной город. Устраивается на работу в комитет физической культуры «Истока» на должность играющего тренера. В этот период велосипедным спортом были увлечены многие фрязинцы.
В 1966 году создан спортивный клуб «Олимп». В него переходит Василий Ильич, а вторым тренером становится Александр Злакоманов. Появляются сильные спортсмены, подающие большие надежды. Фрязинская команда велосипедистов регулярно принимает участие в соревнованиях Московской области, становится неоднократным победителем первенства среди отраслевых советов электронной промышленности.
С возрастом большинство воспитанников Василия Панфилова прекратили заниматься велосипедным спортом. Но были и те, кто остался и стал тренировать других. Это — Борис Акимов, Валентин Ефременко, Николай Домкин и Владимир Зыков. Все они — мастера спорта Советского союза и каждый из них воспитал немало достойных спортсменов.
Борис Акимов организовал секцию велосипедного спорта при фрязинском техникуме, который в то время еще базировался в Гребневской усадьбе. Валентин Ефременко открыл еще одну велосипедную секцию от завода полупроводниковых приборов, в дальнейшем завод имени 50-летия СССР. Впоследствии тренером здесь стал Владимир Зыков. А Николай Домкин тренировал спортсменов на предприятии «Исток».
В городе растет здоровая конкуренция. Сильнейшие фрязинские велосипедисты участвуют в соревнованиях, защищая интересы и отстаивая честь города и Московской области. В это время появляется такой гонщик, как Юрий Кравченко. Уроженец поселка Литвиново, он приходит заниматься к Василию Панфилову, а потом его как перспективного спортсмена забирают в клуб «Динамо» Московской области. Юрий стал первым спортсменом — воспитанником Фрязинской велошколы — мастером спорта международного класса. Кроме того, он двукратный чемпион Советского Союза в индивидуальной гонке. В 1976 году он был кандидатом в Олимпийскую сборную команду Советского союза. Хотя на Олимпиаду Юрию поехать так и не удалось, он много лет входил в состав сборной команды СССР.
Тренер Валентин Ефременко воспитал сильную плеяду велогонщиков. Его ученики — Александр Ефременко, Геннадий Гуриков, Александр Мымрин и Алексей Самсонов становятся призерами чемпионата Московской области в командной гонке и выигрывают первенство Труда МО. Вера Хохлова — мастер спорта Советского Союза, призер спартакиады народов России. Известны имена Василия и Людмилы Фокиных, Любови Алексеевой.
Николай Домкин, работая в секции завода «Исток» воспитал много хороших спортсменок, которые стали мастерами спорта — это Ирина Фомичева, Марина Прудникова. Марина Прудникова — мастер спорта международного класса, входила в состав сборной страны, являлась призером многих всероссийских и международных соревнований.
В 80-е годы тренерами в «Олимпе» работали Василий Панфилов и Николай Домкин, а в секции завода имени 50-летия СССР преподавали Владимир Зыков, Василий Фокин и Александр Ефременко. Кстати, воспитанник Александра Ефременко — Алексей Котов 1972 года рождения в 1988 году стал победителем первенства Советского Союза в гонке на треке в зимнем чемпионате страны. За всю историю велосипедного спорта во Фрязино было воспитано более 50 мастеров спорта. Самых больших успехов и достижений добились Юрий Кравченко, Сергей Осипов и Борис Шпилевский — все они мастера спорта международного класса.
Во время перестройки многим пришлось оставить тренерскую работу. В городе остались две велосекции, возглавляли которые Василий Панфилов и Василий Фокин. Сегодня Василий Фокин является тренером велосекции Комплексной детско-юношеской спортивной школы города Фрязино (КДЮСШ). Кстати, недавно Василий Васильевич был удостоен звания «Лучший тренер области» в номинации тренер чемпионов за победу в конкурсе, проводимом партией «Единая Россия». Василий Васильевич согласился ответить на наши вопросы.
Василий Васильевич, расскажите про свои успехи в велоспорте и тренерские заслуги.
— Когда я занимался велосипедным спортом, то в период с 1971 по 1982 год регулярно выступал за «Зенит» Московской области, потом за сборную Московской области и за ЦС «Зенит». В 1979-80 годах входил в состав сборной команды профсоюзов СССР. Одним из самых больших своих достижений считаю победу на чемпионате России в групповой гонке. В составе команды «Зенита» я тогда участвовал в очень популярной многодневной гонке на призы газеты «Ленинское знамя». Мы становились ее победителями пять раз. В 1982 году, когда мне исполнилось 25 лет, согласно существовавшему в то время решению Федерации об ограничении возраста, я перешел на тренерскую работу. В то время у меня занималось много талантливых ребят. Например, Сергей Осипов 1979 года рождения, мастер спорта международного класса и на треке, и на шоссе. Он — победитель чемпионата России в групповой гонке, неоднократный призер международных соревнований на треке и на шоссе. Участник парной пятидневной гонки. Сейчас работает тренером.
Наша гордость спортсмен Борис Шпилевский. Он до сих пор в большом спорте. 26-летний Борис — член сборной команды страны, участник многих международных соревнований, входит в так называемую элиту. В этом году он участвовал в чемпионате мира, и мы надеемся, что он поедет на Олимпиаду в Лондон.
В период с 1982 по 1987 год я набрал группу девочек 1969 года рождения. В большинстве своем они были учащимися школы №3. Подобралась хорошая команда — Елена Трифонова, Елена Рудаш, Марина Соловьева и Светлана Терехова. В 1985 году они выиграли ЦС «Зенита» в командной гонке. В этом же году Трифонова и Соловьева заняли первое место в парной гонке. Елена Трифонова выиграла индивидуальную гонку, а Светлана Терехова стала третьим призером чемпионата России среди девушек в групповой гонке в городе Муроме.
В 90-е годы во Фрязино были такие сильные спортсмены-мужчины, как Александр Щербаков, Олег Переводов, Захар Попела. Они стали призерами чемпионата Центральный Совет «Зенит». В 1991 году фрязинцы Александр Овечкин, Денис Егоров, Сергей Сорокин и Алексей Епифанов (1974 года рождения) выполнили норматив мастеров спорта и стали победителями спартакиады школьников России.
Что происходит с велоспортом в настоящее время?
— На данный момент наша самая большая проблема связана с набором детей. Большинство моих коллег-тренеров отмечают угасание интереса к спорту. Дети с неохотой идут в спортивные школы. Сегодня в городе работает всего одна велосекция и базируется она во дворе школы №3. Помимо меня ребят тренируют еще три специалиста — Александр Ковылин, Юрий Лафицков и Андрей Сырыфин. Мы обучаем таким направлениям велоспорта, как шоссейные и трековые гонки. Но особой популярностью у ребят пользуется маунтинбайк.
Маунтинбайк (горный велосипед) — одно из экстремальных направлений велоспорта, в котором требуется постоянно преодолевать препятствия.
В велосекцию принимаются дети, начиная с 8-9 лет, словом все те, кто достает ногами до педалей велосипеда. Регулярно посещают занятия порядка двадцати человек. Как правило, осенью идет наплыв в секции, но спустя некоторое время многие, не выдерживая нагрузок, или по каким-то другим причинам бросают заниматься. Наш вид спорта подразумевает в основном уличные тренировки. А зимой по снегу на велосипеде ездить непросто. И, тем не менее, тренировки проходят довольно насыщенно и, по признанию воспитанников, интересно. Мы не только на велосипедах катаемся, но и на лыжах, играем в хоккей и футбол. У нас есть традиция, которая насчитывает уже 15 лет. Мы проводим велокроссы, посвященные Новому году и Дню защитника Отечества.
А в каком состоянии находится велобаза?
— Во Фрязино довольно приличная велобаза, на мой взгляд, одна из лучших в Московской области. Во многих других городах помещения для тренировок располагаются в полуподвальных и подвальных помещениях. А у нас — хороший тренажерный зал, в котором скоро будет закончен ремонт, просторная мастерская, надежное хранилище. Конечно, мы испытываем определенные неудобства в виде нехватки спортинвентаря. Раньше, когда велосекции находились при заводах, косметический ремонт на базах выполнялся регулярно, а велосипедисты каждый год получали новое снаряжение и инвентарь. Во время переходного периода и в течение последние 15 лет мы всего этого были лишены, и материальная база значительно поизносилась. Чуть больше года назад велосипедная секция вошла в состав комплексной детско-юношеской спортивной школы нашего города. Произошел положительный сдвиг, работать стало лучше, появилось дополнительное финансирование и мы смогли приобрести новые велосипеды. В принципе сейчас инвентаря и формы хватает на всех воспитанников.
Современные дети отдают предпочтение экстремальным видам спорта. В данный момент во Фрязино условия для их развития практически отсутствуют. Появятся ли они в ближайшее время?
— Да, действительно, специализированных площадок для занятий экстремальными видами спорта в городе нет. На их строительство нужны деньги и немалые. Лично я мечтаю о появлении в нашем городе площадки для BMX.
BMX — аббревиатура от bicycle motocross, разновидность экстремальной езды на велосипеде (байке), колёса которого имеют диаметр около 50 см.
Этот стиль катания можно назвать велосипедным фристайлом, он включает в себя преодоление препятствий, прыжки и другие трюки. И это один из видов спорта, которым могут заниматься дети, начиная с пятилетнего возраста. С недавнего времени ВМХ является Олимпийским видом спорта. Но для его культивации необходима насыпная трасса, а на ее строительство по самым скромным подсчетам потребуется более 300 тысяч рублей. Пока таких денег нет.
Вы уже рассказали об успехах спортсменов прошлых лет. А может ли подрастающее поколение похвастаться какими-то громкими победами?
— Наши воспитанники добиваются неплохих результатов. Например, Никита Епифанов, 1997 года рождения, выиграл пять этапов кубка Московской области по велокроссу. Стас Катасов, Алексей Михеев, 1994 года рождения, — сильнейшие гонщики по маунтинбайку. В своей возрастной категории они являются неоднократными призерами и победителями соревнований не только Московской области, но и Всероссийского масштаба. Сейчас они учатся в одном из Московских спортивных училищ. Нам приходится отдавать своих талантливых воспитанников в другие заведения, так как в родном городе условия для роста их мастерства практически отсутствуют. У нас нет денежных средств на поездки на соревнования. А ведь основа любого спорта — это участие спортсмена в соревнованиях. Нет соревнований — нет возможности для прогресса спортсмена.
отtrifka , 7 мая 2009
@ 15:10
Нашла себя на фотке, не ожидала :))) Желаю Василию Фокину больших успехов в тренерской работе! Помню, как мы с ним ругались :)))
отАнатолий , 31 мая 2011
@ 4:33
Было очень приятно вернуться в 70 годы и вспомнить своих хороших друзей по велоспорту из Фрязино. Помню всё, Анатолий .
отИрина , 25 июля 2011
@ 14:27
На верхнем снимке изображены не братья Людмирские! Я знаю этих
людей очень близко и знаю их всю дальнейшу. судьбу! Могу дать
координаты одного из братьев (другого, к сожалению, уже нет…